Домой / Ноутбук / Что относится к основным формам информационного противодействия. Информационная война как форма ведения информационного противоборства. Виды информационных войн

Что относится к основным формам информационного противодействия. Информационная война как форма ведения информационного противоборства. Виды информационных войн

Обозреватель - Observer 2001 № 12

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО

В БЕСКОНТАКТНЫХ ВОЙНАХ

В.СЛИПЧЕНКО,

доктор военных наук, профессор,

Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Проявление большого интереса к информационному противоборству в войнах будущего не случайно, так как это связано с тем, что информация становится таким же оружием, как ракеты, бомбы, торпеды и т.п. Сейчас уже ясно, что информационное противоборство становится тем фактором, который окажет существенное влияние на войны будущего, их начало, ход и исход.

Одним из важнейших механизмов зарождения бесконтактных войн является происходящая сейчас в некоторых странах революция не только в военном деле, но и информационная научно-техническая, которая также формирует совершенно новые информационные системы планетарного масштаба. Безусловно, в переходный период к бесконтактным войнам, примерно до 2010 г., еще будут сохраняться многие элементы противоборства прошлого поколения контактных войн, однако совершенно ясно, что произойдет резкий скачок в сторону информатизации и автоматизации управления войсками и оружием. Следует ожидать бурного процесса автоматизации всех уровней организационной структуры вооруженных сил, однако в переходный период информационное противоборство сохранится пока как один из видов обеспечения всех других видов борьбы.

Можно предвидеть, что после завершения переходного периода к бесконтактным войнам, информационное противоборство постепенно выйдет за пределы обеспечивающего вида и станет боевым , то есть приобретет самостоятельный характер среди других форм и способов борьбы. Превосходство над противником будет достигаться через преимущество в получении разнотипной информации, мобильности, быстроте реакции, в точном огневом и информационном воздействии в реальном масштабе времени по многочисленным объектам его экономики, военным объектам и при минимально возможном риске для своих сил и средств. Однако в отличие от ударного высокоточного оружия, которое поражает конкретный, специально выбранный важный объект или его критическую точку, информационное оружие будет системоразрушающим, то есть выводящим из строя целые боевые, экономические или социальные системы.

Владение информационными ресурсами в войнах будущего станет таким же непременным атрибутом, как в прошлых войнах владение силами и средствами, вооружением, боеприпасами, транспортом и т.п. Выигрыш в информационном противоборстве в ходе бесконтактных войн может способствовать достижению их стратегических целей.

Таким образом, под информационным противоборством в бесконтактных войнах следует понимать новую, именно стратегическую форму борьбы сторон, в которой используются специальные способы и средства, воздействующие на информационную среду противника и защищающие собственную в интересах достижения стратегических целей войны.

Однако надо обратить внимание, что информационное противоборство как вид обеспечения военных действий практически никогда не прекращалось во всех прошлых поколениях войн, идет оно и сейчас, так как стороны всегда стремились соответствующим образом контролировать информацию противника не только в военное, но и в мирное время.

В самом общем виде главной целью информационного противоборства (информационной борьбы) является сохранение необходимого уровня своей информационной безопасности и снижение уровня этой безопасности у противника. Поставленная цель может быть достигнута решением ряда взаимоувязанных задач, важнейшими из которых будут разрушение информационного ресурса и поля противника и сохранение своего информационного ресурса и поля.

Вполне очевидно, что для противоборства в бесконтактных войнах информационный ресурс высокоточного оружия должен будет иметь полный набор программных средств и мер как активной, так и пассивной защиты. Потребуется защищать от атак на информационные системы высокоточного оружия, но одновременно осуществлять и его активные и пассивные воздействия по отношению ко всем существующим и перспективным системам ПВО и ПРО противника. Вполне вероятно, что информационное противоборство будет тесно связано с системами и средствами разведки.

Первый опыт ведения информационного противоборства в виде операции был приобретен в бесконтактной войне в зоне Персидского залива в 1991 г. Тогда многонациональные силы во главе с США, проводя специально спланированное радиоэлектронное и огневое противодействие оперативного масштаба, осуществили блокирование практически всей государственной и военной информационной системы Ирака.

Второй эксперимент подобного масштаба был проведен в войне в Югославии в 1999 г.

Однако эти успехи не только окрылили США, многонациональные силы и страны НАТО в понимании роли информационного противоборства в бесконтактных войнах, но и заставили задуматься над тем, как выйти из подобного положения, если такое противоборство будет навязано им самим.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной публицистике, и даже в серьезных научных работах, часто можно встретить утверждение, что уже ведется и будет вестись не "информационное противоборство", а "информационная война". Однако понятие "война" в данном сочетании вообще не подходит, так как оно относится к более сложному общественно-политическому явлению. Война - особое состояние общества, связанное с резкой сменой отношений между государствами, народами, социальными группами и обусловленное применением вооруженного насилия для достижения политических, экономических и иных целей. Война представляет собой не только противоборство информационное, но и общественных систем, классов, наций, государств с применением дипломатического, политического, информационного, психологического, финансового, экономического воздействия, вооруженного насилия и многих других форм и способов борьбы для достижения стратегических и политических целей.

Думается, что, по крайней мере, в ближайшие 20-40 лет еще не следует ожидать появления следующего, седьмого поколения также бесконтактных, но уже "информационных войн", в которых системообразующим видом борьбы будет именно информационное противоборство. Если такие войны возникнут в будущем, то они, безусловно, будут вестись в информационном пространстве планеты и в основном информационными средствами. Однако это очередное, седьмое поколение войн может зародиться не раньше, чем через 50 лет. А до этого будет вестись именно информационное противоборство, а не война.

Можно предвидеть, что войны седьмого поколения непременно выйдут из оперативного и даже стратегического масштаба и сразу приобретут планетарный масштаб. Причем уже сейчас просматривается, что такие бесконтактные войны следующего, седьмого поколения все же не будут вестись лишь информационными средствами, и не будут вестись против конкретного противника. Используя информационные сети и ресурсы, агрессор может провоцировать техногенные катастрофы в больших экономических районах, регионах и частях света. Не исключено, что после 2050 г. в ходе информационных войн может получить развитие экологическое оружие для адресного воздействия на минеральные и биоресурсы стран, на отдельные локальные области биосферы (атмосферы, гидросферы, литосферы), на климатические ресурсы в локальных пространствах Земли. Однако здесь явно обнажается абсурдность такой информационной войны, так как она будет связана не только с процессами нарушения нормального функционирования информационного пространства и информационного ресурса планеты, но и среды жизнеобеспечения земных жителей. Важно отметить, что в войнах последующих поколений, начиная с шестого (бесконтактные войны), человек не будет представлять собой главную цель поражения. Он будет поражаться косвенно, через поражение других связанных с обеспечением его жизни структур и систем.

Что касается бесконтактных войн (шестое поколение), то "информационное противоборство", или "информационная борьба" в них являются вполне законными понятиями и выражают борьбу сторон за превосходство в количестве, качестве и скорости добывания, анализа и применения информации. Ясно, что этот вид противоборства так же, как и другие его виды в бесконтактных войнах, уже сейчас имеет две четко обозначенные составляющие - оборонительную и наступательную, или ударную.

Оборонительная - защитить свою информационную инфраструктуру и информационную от воздействия противника, обеспечить безопасность собственных информационных ресурсов.

Наступательная (ударная) - дезорганизовать или разрушить информационную инфраструктуру противника, нарушить процесс оперативного управления его силами и средствами.

Для оборонительной составляющей в бесконтактных войнах могут найти применение такие формы и способы обеспечения безопасности собственных информационных систем и ресурсов, как:

    оперативная и стратегическая маскировка;

    физическая защита объектов информационной инфраструктуры;

    дезинформация;

    радиоэлектронная борьба и др.

Для ударной составляющей информационного противоборства в бесконтактных войнах найдут применение такие способы борьбы, как:

    стратегическая маскировка;

    дезинформация;

    радиоэлектронное противоборство;

    физическое разрушение и уничтожение объектов информационной инфраструктуры;

    "атаки" на компьютерные сети противника;

    "информационное воздействие";

    "информационное вторжение" или "информационная агрессия";

    "информационные удары".

Не исключено, что в рамках информационного противоборства самостоятельное развитие может получить кибернетическая борьба, в ходе которой будут наноситься мощные информационные удары по интегрированным компьютерным системам противника. Может осуществляться информационное вторжение через сети Интернета с целью нарушить системы жизнеобеспечения, электро-, газо-, водоснабжения противника, его системы связи, движение транспорта; сорвать его финансовые операции и т.п. Все это может быть реализовано в виде широкого спектра воздействий и представлять жизненную угрозу безопасности стран, подвергшихся агрессии.

Сейчас каждый новый сигнал о взломе или блокировке сетей Интернета свидетельствует об уязвимости даже самых современных технологий. Однако производители программного обеспечения пока не демонстрируют стремления защитить Интернет. Следует ожидать, что через эти же каналы можно будет без всяких свидетелей проводить психологическое воздействие на противника, а свое государство предупреждать заранее об угрозе его национальным интересам. Доступность глобальной компьютерной сети позволяет передавать необходимую информацию в любой регион мира и выполнять многие задачи, связанные с информационным противоборством.

В связи с тем, что сейчас уже явно видно движение некоторых стран в сторону бесконтактных войн, следует ожидать, что и информационное противоборство в этих странах будет также развиваться в следующих направлениях:

    ставка на информационное обеспечение военно-технического превосходства;

    информационная борьба с системами управления стратегических ударных и стратегических оборонительных сил различных уровней;

    борьба информационных систем высокоточных ударных и оборонительных средств сторон;

    создание сложной радиоэлектронной обстановки в воздушно-космическом пространстве в районе боевых действий и на всем театре войны (военных действий);

    навязывание противнику своих правил ведения военных действий за счет информационного превосходства и возможности информационного обеспечения массированных высокоточных ракетных ударов по всем азимутам.

Информационное противоборство многогранно. Используя системные методы анализа, можно быстро найти наиболее уязвимые места в системах управления, связи, компьютерного обеспечения, разведки и всестороннего обеспечения боевых действий противника. Выводя из строя критические системообразующие элементы военной и экономической инфраструктуры противника, можно существенно повысить эффективность своих действий в других видах противоборства. Критическими звеньями системы управления противника в первую очередь будут информационные средства, подавление, разрушение или уничтожение которых приведет к немедленному снижению его возможностей по управлению боевыми системами, силами и средствами, а значит, и по нанесению массированных высокоточных ракетных ударов по объектам экономического потенциала.

Важнейшей составляющей информационного противоборства, видимо, останется и радиоэлектронное подавление . Оно уже является одним из наиболее эффективных видов обеспечения боевых действий в войне. В бесконтактных войнах радиоэлектронное подавление непременно выйдет из обеспечивающего вида и станет самостоятельным видом противоборства, особенно в случаях, когда противники будут вести войны разных поколений. Над территорией противника, отставшего в подготовке к бесконтактным войнам, по которому агрессор будет наносить длительный массированный удар высокоточными крылатыми и другими ракетами, может быть создана штормовая и даже ураганная помеховая радиоэлектронная обстановка. В результате этого окажутся заблокированными абсолютно все приемные радиоэлектронные средства на земле, на воде, под водой, в воздухе и космосе. Те средства, которые будут продолжать функционировать и излучать электромагнитную энергию, немедленно уничтожат самонаводящиеся на источник излучения ракеты.

На рубеже 2030-2050 гг. следует ожидать значительных прорывов в области информационного противоборства.

В этот период времени может быть создан искусственный интеллект, который, вполне вероятно, найдет широкое применение как в ударных, так и оборонительных системах вооружения, а также в силах и средствах РЭБ. Первые работы в этом направлении начались еще в 60-х годах ХХ в., но уже в начале нового века следует ожидать появления принципиально новых электронных моделей интеллекта. Они, вероятно, будут построены подобно нейронным сетям в человеческом мозге и окажутся способны параллельно обрабатывать всю поступающую информацию и, что самое главное, они смогут обучаться. Искусственный интеллект найдет широкое применение, прежде всего, в головках самонаведения высокоточных межконтинентальных и крылатых ракет, а также в средствах ПВО, противокрылаторакетной обороны.

Другое направление в этой области, очевидно, будет связано с созданием молекулярных компьютеров на базе органических материалов в комбинациях со схемами на кремнии. Обработка информации в этих компьютерах, вполне очевидно, будет кардинально отличаться от общепринятых электронных схем, поскольку будет осуществляться на молекулярном уровне. Трехмерная протеиновая решетка теоретически может обрабатывать информацию даже быстрее, чем человеческий мозг. Такие компьютеры, скорее всего, будут применяться в разведывательно-боевых системах с элементами наземного, морского, воздушного и космического базирования.

Итак, информационное противоборство практически становится важнейшим содержанием войн нового, шестого и, очевидно, последующих поколений. В дальнейшем следует ожидать применения в этом противоборстве сил и средств с искусственным интеллектом. В связи с возможностью с помощью информационного противоборства достигать оперативных и стратегических целей в войнах последующих поколений оно прочно приобретет значительную самостоятельность и явится неотъемлемым элементом всех остальных форм борьбы.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Информационное противоборство

Многочисленные межгосударственные, межрелигиозные, межнациональные противоречия сопутствуют человечеству с первых моментов его истории. Их прообразы проявлялись даже на том еще начальном этапе, когда еще не оформились государства, религии и нации. К сожалению, от этих противоречий не может уйти и современное общество. Более того, к традиционным видам противоборства добавился новый вид, порожденный информационными технологиями.

Успех в экономике, политике, науке, военном деле в решающей степени обусловлен тем, насколько быстро можно получить нужную и достоверную информацию, а также не менее важно не дать воспользоваться этой информацией конкуренту, неприятелю или противнику.

События последнего времени показывают, что победа даже в боевых действиях зависит не только от того, у кого больше солдат и танков, а определяется тем, чье оружие “умнее” и насколько оно аккумулирует последние достижения науки, техники и особенно информатики. Подтверждение этому - война в Ираке.

Обострение информационного противоборства в мире, последние проявления международного терроризма, диктатуры и авторитарности ряда государств повышают актуальность проблем технической защиты информации в Российской Федерации.

Информационное противоборство - это открытое иили скрытое целенаправленное информационное воздействие систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере.

Под информационным противоборством следует понимать комплексное информационное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство.

Интенсивное внедрение информационных технологий, рост удельного веса безопасности информации в обеспечении национальной безопасности государства привели к тому, что информационный ресурс становится сегодня таким же богатством страны, как ее полезные ископаемые, производственные и людские ресурсы.

Сейчас экономическое могущество общества напрямую связывается с наличием в его распоряжении высоких технологий, и в первую очередь, в информационной сфере.

Превращение информации в товар привело к резкому обострению международной конкуренции за обладание информационными рынками, технологиями и ресурсами, а информационная сфера в значительной мере определяет и эффективно влияет на состояние экономической, оборонной, социальной, политической и других составляющих национальной безопасности страны.

Возросшее и принимающее все более острые формы за последние годы соперничество в информационной сфере позволяет назвать это соперничество информационным противоборством.

Суть информационного противоборства, которое представляет чрезвычайную угрозу национальной безопасности, в том числе и России, состоит в достижении какой-либо страной (или группой стран) подавляющего преимущества в информационной области, позволяющего с достаточно высокой степенью достоверности моделировать поведение «противника» и оказывать на него (в явной или скрытой формах) выгодное для себя влияние. При этом можно утверждать, что страны, проигравшие информационную войну, проигрывают ее «навсегда», поскольку их возможные шаги по изменению ситуации требуют колоссальных материальных и интеллектуальных затрат и будут контролироваться и нейтрализоваться победившей стороной. Операции таких войн не обязательно должны проводиться только вооруженными силами и быть направлены против военных объектов. Другие правительственные ведомства, агентства и организации, промышленные и коммерческие структуры также могут принимать в них участие и самостоятельно проводить информационные операции, которые могут существенно влиять на ход и исход любого конфликта.

Информационное противоборство - это война без линии фронта, а проведение многих операций информационной войны практически невозможно обнаружить, а если такие факты и отмечаются, они с большой вероятностью остаются анонимными. Какие-либо международные, юридические и моральные нормы ведения информационной войны полностью отсутствуют.

Невысокая стоимость технических средств, которые могут быть использованы в информационной войне, существенно расширяет круг ее возможных участников. Ими могут быть отдельные страны и их органы разведки, преступные, террористические и наркобизнесные группировки, коммерческие фирмы и даже лица, действующие без преступных намерений.

Все формы информационной войны сводятся к воздействию на инфраструктуру противника, его телекоммуникационные системы с целью искажения получаемой информации, лишения его возможности получения новой или уничтожение его информационных средств, а также к обеспечению защиты собственных информационных ресурсов от аналогичных действий противника.

Концепция «Соперничество», сформулированная в США в 1986 году, констатирует: «Посредством правдивой и ложной информации об экономике, управлении, о вооруженной борьбе можно достичь целенаправленного регулирования процессов принятия необходимых для нас решений руководством другого государства».

Одним из основных элементов информационной войны являются психологические операции.

США вырабатывали и испытывали в Ираке стратегию и тактику применения информационного оружия. Накануне боевых действий против Ирака в марте 2003 года в Катаре был создан центр информационного обеспечения представителей мировых средств массовой информации, оснащенный самой современной техникой общей стоимостью 1 млн. долларов. Однако он использовался в интересах коалиционной группировки, которая давала очень дозированную информацию и только в выгодном для себя виде. В целях обеспечения доведения нужной информации до широких масс, США выбросили перед началом боевых действий на территорию Ирака 150 тысяч дешевых радиоприемников. Это прямое доказательство того, что психологические операции - боевое оружие. Одним из видов такого оружия является спутниковая система ТЕЛЕДЕЗИС (создана в США, насчитывает до 300 спутников), которая может применяться в тайных спецоперациях. Речь идет о программированном облучении человека. Специфическое «зомбирование» может проводиться по всей российской территории - от западной границы России до регионов Дальнего Востока. При этом плотность мощности излучения на поверхности Земли достигает десяти в минус восьмой-девятой степени Ватт на квадратный сантиметр.

При этом американские эксперты исходят из того, что в ближайшие годы в США возможно дополнение национальной доктрины «ядерного сдерживания» доктриной «направленной силы», одним из элементов которой, как ожидается, будет информационное оружие.

На совете национальной безопасности, состоявшемся в феврале 2003 года, Президент США утвердил «Положение о концепции и принципах ведения компьютерных информационных войн на территории других государств». Данная концепция определяет, когда и при каких обстоятельствах Президент США, директора агентства национальной безопасности и ЦРУ, министр обороны США и другие должностные лица могут принять коллективное или индивидуальное решение на проведение специальной операции по нейтрализации или полному разрушению информационного пространства чужого государства, выводу из строя или нейтрализации линий связи и управления, как с территории США, так и сопредельных к противнику территорий.

В последние три-четыре года в министерстве обороны США активизируются работы по созданию информационного оружия как одного из компонентов ведения информационной войны. Эксперты определяют это оружие как совокупность средств и методов, позволяющих похищать, искажать или уничтожать информацию; ограничивать или прекращать доступ к ней законных пользователей; нарушать работу или выводить из строя телекоммуникационные сети и компьютерные системы, используемые в обеспечении жизнедеятельности общества и государства. Так, в ходе ведущейся войны в Ираке вооруженные силы коалиции применили против иракских радиоэлектронных средств свою новейшую электромагнитную бомбу. Это устройство преобразует химическую энергию взрывчатого вещества в электромагнитный импульс высокой мощности (до 10 Гигаватт), что соответствует мощности крупной ГРЭС. При этом поражаются компоненты радиоэлектронной техники в радиусе более 250 метров и тем самым выводятся из строя системы связи, информатики и управления.

Широкие возможности по применению информационного оружия против России представляет использование в российских информационных системах программного обеспечения зарубежного производства, в которые могут быть вмонтированы фрагменты, активизирующие свою работу по специальному сигналу или при наступлении установленного времени. Эти фрагменты, называемые логическими бомбами или логическими закладками, могут вызывать сбои в работе информационных систем, искажение или полное уничтожение информационных ресурсов и, в конечном счете, привести к полной потере управляемости транспортными структурами, военными объектами, системами государственного управления, что может иметь катастрофические последствия для любой страны. Ярким примером логической закладки является «Чернобыльский вирус», ежегодно активизирующий свою работу 26 апреля в тех системах, куда был внедрен случайно или умышленно. Поиск и выявление логических бомб и закладок в программном обеспечении практически невозможен, так как фирмы-разработчики программного обеспечения практически никогда не продают исходных текстов, мотивируя это нежеланием раскрыть «ноу-хау» своих разработок.

Элементом информационного оружия могут считаться компьютерные вирусы, разработки которых не требуют больших материальных и финансовых затрат, а применение которых может быть высокоэффективным. Так, распространенный в конце января 2004 года в сети Интернет вирус практически парализовал работу этой сети на сутки в азиатских странах и снизил пропускную способность сети практически в два раза в странах Европы.

Помимо применения информационного оружия для нарушения работы систем командования и управления войсками и боевыми средствами специалисты также выделяют экономическую, банковскую, социальную и иные сферы его потенциального использования. При этом возможно достижение цели по дезорганизации деятельности управленческих структур, транспортных потоков и средств коммуникации. Только представьте себе последствия, которые могут возникнуть от нарушений в работе автоматизированных систем управления железнодорожным транспортом. В результате неудовлетворительной защиты информации от ее искажения возможна ситуация, когда грузопотоки пойдут не по назначению. К примеру, взрывчатка, предназначенная для шахтеров, может быть отправлена за рубеж и перехвачена террористическими организациями. Кроме того, с помощью информационного оружия возможно блокирование деятельности отдельных предприятий и банков, а также целых отраслей промышленности путем нарушения технологических связей, систем взаиморасчетов, проведения валютно-финансовых махинаций. Только высокий профессионализм лиц, ответственных за защиту информации, позволил предотвратить попытку преступников внедрить в банковскую компьютерную систему Москвы поддельные векселя с реквизитами Московского сберегательного банка с тем, чтобы похитить 375 млрд. руб. и 80 млн. долларов США.

Стратеги применения информационного оружия рассчитывают на массовое распространение и внедрение в сознание людей определенных представлений, привычек и поведенческих стереотипов. Получая информацию из СМИ, мы имеем возможность наблюдать широкомасштабные операции по информационному и морально-психологическому воздействию на население, государственные институты и руководство страны. Конечным же результатом использования информационного оружия в социальной сфере предполагается вызов недовольства или паники среди населения, а также провоцирование деструктивных действий различных социальных групп.

Наконец, целью применения информационного оружия является инициирование крупных техногенных катастроф на территории противника в результате нарушения штатного управления технологическими процессами и объектами, имеющими дело с большими количествами опасных веществ и высокими концентрациями энергии. Например, если произойдет одновременное открытие всех шлюзов Зейской ГЭС, то по расчету специалистов, на пятые сутки уровень воды в реке Амур будет таким, что затопит г. Хабаровск, а через сутки - г. Комсомольск-на-Амуре и г. Николаевск-на-Амуре.

В качестве основных объектов применения информационного оружия, как в мирное, так и в военное время выступают:

· компьютерные системы и системы связи, используемые государственными и правительственными организациями;

· информационные и управленческие структуры банков, транспортных и промышленных предприятий;

· средства массовой информации и, в первую очередь, электронные.

Достижение успеха в любой войне, а тем более в информационной, невозможно без наличия достоверных сведений и разведывательных данных. В этих целях иностранные спецслужбы используют самые разнообразные способы и методы: от мониторинга открытых средств массовой информации до самых изощренных, включая промышленный шпионаж и техническую разведку. Иностранные технические разведки развернули глобальную систему разведки с применением технических средств. Многофункциональные разведывательные космические системы, наземные центры радио-, радиотехнической и радиолокационной разведки, стратегические самолеты-разведчики, морские системы и комплексы технической разведки действуют в настоящее время против России непрерывно. При этом расходы на разведывательную деятельность иностранных государств не сокращаются (например, в США они составляют ежегодно около 30 млрд. долларов). ЦРУ продолжает закупку новых технических средств для сбора развединформации, в том числе космических «спутников-шпионов», беспилотных летательных аппаратов «Предэтор», хорошо зарекомендовавших себя в ходе военной кампании в Афганистане и в Ираке. Пентагон делает ставку на «умное» оружие, управляемое со спутников, микроволновые бомбы и беспилотные самолеты. В 2000 году челночный корабль Шаттл произвел подробнейшие снимки 80% поверхности Земли. Эти материалы есть не что иное, как топогеодезическое обеспечение применения высокоточного оружия и полетов беспилотных самолетов-разведчиков. Используя эту информацию, высокоточные бомбы и крылатые ракеты могут направляться на объект военнослужащими спецподразделений, находящихся на территории противника и оснащенных специальными компьютерами, и это не зависит от метеоусловий.

Наиболее эффективным способом получения необходимой информации является использование технических разведок, на долю которых приходится до 80% добываемых сведений. В качестве примера можно привести Систему глобального контроля международных линий связи «Эшелон». Работу Системы «Эшелон» обеспечивает наземная сеть центров обработки информации, на которых размещены 96 комплексов радиоэлектронной разведки, она способна перехватить до 2 млн. сообщений в минуту. Две тысячи специалистов-лингвистов анализируют и расшифровывают информацию со 100 языков мира. Космическая группировка системы насчитывает от 20 до 40 летательных аппаратов. Периодичность их пролета над территорией Дальнего Востока составляет не менее 1-2 раза в час. Система позволяет перехватывать информацию, передаваемую в системах кабельной и радиосвязи, включая спутниковые каналы, циркулирующую в телефонных и компьютерных сетях, в том числе и «Интернет», а также обрабатывать полученную информацию в соответствии с заявками пользователей системы. Возможности Системы «Эшелон» позволяют осуществлять контроль за деятельностью, прежде всего, должностных лиц высшего эшелона власти, министерств, ведомств, отдельных организаций и граждан, а также использовать «Интернет» с целью несанкционированного доступа к закрытой информации.

Имеются и другие способы несанкционированного доступа к информации. Так, ученые Кембриджского университета в марте 2002 года опубликовали работу, в которой показали, что имеется принципиальная возможность с расстояния в несколько сотен метров восстанавливать картинку экрана просто по мерцанию света в окне комнаты, где установлен монитор. Также доказано, что с расстояния до полутора километров можно снимать данные с постоянно мигающих индикационных лампочек компьютерного оборудования. Не испытывая затруднений, можно практически в любом крупном городе купить спецаппаратуру и, например, тотально контролировать всю пейджинговую связь. С таким же успехом прослушиваются и сотовые телефоны даже тогда, когда они находятся в отключенном состоянии. Аналогичные примеры можно продолжать. Необходимо также отметить, что опасность в последнее время для ряда структур стали представлять и криминальные группировки, использующие в своей преступной деятельности самые изощренные способы негласного получения информации.

В наше время, когда ни одна уважающая себя фирма не может обойтись без компьютера, без доступа в «Интернет», проблемы защиты информации приобретают особое значение. Число пользователей «Интернет» в России составляет 6 млн., а к 2010 году достигнет 30-40 млн. Как известно, основные узлы сети «Интернет» расположены на американской территории и постоянно находятся под пристальным контролем спецслужб США, добывающих из них необходимую информацию. Таким образом, даже сообщение, отправленное электронной почтой из г. Владивостока в г. Хабаровск, сначала побывает в США, обработается специалистами разведки, а затем попадет к адресату.

Из средств массовой информации известно, что за две недели войны в Ираке зарегистрировано до тысячи попыток проникновения хакеров к базам данных только американской группировки войск. Поэтому в США уделяется большое внимание защите информационных ресурсов, особенно специального и военного назначения. Так, на ведение политики информационного противодействия американцы ежегодно тратят более 2 млрд. долларов. Общие расходы правительства США на реализацию концепции «Информационной войны» до 2005 года составят более 18 млрд. долларов.

По данным МВД России, за три года (2000-2002 г.г.) общее количество зарегистрированных преступлений в сфере высоких технологий возросло более чем в 63 раза, почти в 30 раз возросло количество преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации, в 137 раз - с созданием, использованием и распространением вредоносных программ для ЭВМ, в 75 раз - с незаконным производством, сбытом или приобретением специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в 41 раз - с нарушением правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или их сетей. Не остаются «без внимания» хакеров и российские информационные центры. К примеру, только за 6 месяцев 2002 года ими было предпринято свыше 400 тысяч попыток атак на официальный сервер ФСБ России. В администрациях краев и областей Дальнего Востока еженедельно регистрируются до десяти попыток проникновения в базы данных.

В настоящее время задача обеспечения информационной безопасности Российской Федерации как неотъемлемого элемента ее национальной безопасности является важной составной частью ее национальных интересов. Невыполнение требований по защите информации может привести к существенным потерям в информационной сфере и, в конечном итоге, в экономике, политике и обороноспособности страны. Здесь необходимо отметить, что за нарушение правил защиты информации, приведшее к утечке сведений ограниченного распространения, у нас в стране предусмотрена ответственность по статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации и Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. В тоже время следует ясно осознать, что нейтрализовать угрозу информационного воздействия можно только, создав эффективно действующую государственную систему защиты информации. Нормативная правовая база определяет структуру системы технической защиты информации, которую образуют на территории субъекта Российской Федерации:

· Советы по защите информации при руководителях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· постоянно действующие технические комиссии по защите государственной тайны на предприятиях, в учреждениях и организациях;

· территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: управления ФСБ, МВД, Минюста, Государственного таможенного комитета, МЧС и другие;

· предприятия, работающие со сведениями, составляющими государственную и служебную тайну, выполняющие свои основные функции на территории субъектов Российской Федерации;

· научно-исследовательские, проектные и конструкторские организации по защите информации региональных органов власти;

· региональные аттестационные центры;

· предприятия, имеющие соответствующие лицензии и аккредитацию на оказание услуг в области защиты информации;

· предприятия, имеющие соответствующие лицензии по противодействию иностранным техническим разведкам;

· высшие учебные заведения и институты, занимающиеся подготовкой и повышением квалификации специалистов в области защиты информации.

В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются:

· Советы по защите информации от иностранных технических разведок и от её утечки по техническим каналам при руководителях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

· постоянно действующие технические комиссии (ПДТК) по защите государственной тайны в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (коллегиальный орган);

· подразделения по защите информации (штатные специалисты).

Систему защиты информации в органах местного самоуправления и организациях образуют:

· подразделения по защите информации;

· постоянно действующие технические комиссии;

· режимно-секретные органы;

· экспертные комиссии.

· Главными направлениями в работе по защите информации являются:

· обеспечение эффективного создания и управления системой защиты информации;

· определение сведений, охраняемых от технических средств разведки, и демаскирующих признаков, раскрывающих эти сведения;

· анализ и оценка реальной опасности перехвата информации техническими средствами разведки;

· выявление возможных технических каналов утечки сведений, подлежащих защите и др.

Определения

Информационное противоборство - соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают.

Под информационным противоборством понимается борьба в информационной сфере , которая предполагает комплексное деструктивное воздействие на информацию , информационные системы и информационную инфраструктуру противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной информации , информационных систем и информационной инфраструктуры от подобного воздействия. Конечной целью информационного противоборства является завоевание и удержание информационного превосходства над противоборствующей стороной.

Объекты и субъекты информационного противоборства

Объектом информационного противоборства является любой объект, в отношении которого возможно осуществление информационного воздействия (в том числе - применение информационного оружия) либо иного воздействия (силового, политического, экономического и т. д.), результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы. Объектом информационного противоборства может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе - следующие виды : массовое и индивидуальное сознание граждан; социально-политические системы и процессы; информационная инфраструктура; информационные и психологические ресурсы.

К субъектам информационного противоборства относят: государства, их союзы и коалиции; международные организации; негосударственные незаконные (в том числе - незаконные международные) вооруженные формирования и организации террористической, экстремистской, радикальной политической, радикальной религиозной направленности; транснациональные корпорации; виртуальные социальные сообщества; медиа-корпорации (контролирующие средства массовой информации и массовой коммуникации - СМИ и МК); виртуальные коалиции.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Манойло А. В. Объекты и субъекты информационного противоборства. 2003.
  • Стюгин М. Оценка безопасности системы информационного управления Российской Федерации. 2006.
  • Федоров А.В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946-1991) до современного этапа (1992-2010). М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2010. 202 c.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационное противоборство" в других словарях:

    1) форма межгосударственного противоборства, предусматривающая целенаправленное использование специально разработанных средств для воздействия на информационный ресурс противостоящей стороны и защиты собственных ресурсов в интересах достижения… … Словарь черезвычайных ситуаций

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО - – вид социального противодействия, информационное воздействие на оппонента (противника) с целью искажения восприятия и понимания им складывающейся ситуации, вынуждающее его принимать ошибочные решения. Помимо информационного, противоборство м. б … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - … Википедия

    Горбенко, Александр - Заместитель мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму Заместитель мэра Москвы по средствам массовой информации, межрегиональному сотрудничеству, спорту и туризму с сентября 2010 года. В 2001… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Проект:Персоналии … Википедия

    ИП - «Иваново пресс» газета г. Иваново, издание ИП испытательный пресс ИП инженерна педагогика кафедра образование и наука Источник: http://www.krgtu.ru/structure/?idi=16&page … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (ср.> «манипуляция общественным мнением») один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит… … Википедия

    Запрос «Манипуляция сознанием» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Манипулирование сознанием по определению автора данной концепции С. Г. Кара Мурзы действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для… … Википедия

    Запрос «Манипуляция сознанием» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Манипулирование сознанием по определению автора данной концепции С. Г. Кара Мурзы действия, производимые разумным объектом или их группой, для создания желаемых для… … Википедия

Книги

  • Информационное противоборство в моделях и задачах. 15 , С. П. Расторгуев , В силу новизны данного научного направления и, как следствие, отсутствия специалистов-практиков и соответствующих учебных курсов проблема подготовки специалистов для работы в сфере управления… Категория: Разное Серия: Школьная программа Издатель:

Экстремизм и терроризм представляют глобальную угрозу для всего человечества. Экстремистские проявления приобретают новые формы и все более угрожающие масштабы. В мире насчитывается несколько сотен террористических организаций, география которых постоянно расширяется.

Особую опасность несет религиозно-политический экстремизм, который соединяет в себе религиозную идеологию и политические цели, отличается фанатизмом, способен к быстрому видоизменению, укреплению на межрегиональном и международном уровне.

Положение усугубляет практически неограниченное распространение радикальных, экстремистских идей, в том числе через глобальную сеть Интернет и средства массовой информации. Новые телекоммуникационные технологии позволяют разрозненным террористическим группировкам быстро обмениваться информацией, расширять поле деятельности, усиливать психологическое воздействие на большие массы людей.

Вот уже более десяти лет религиозно-политический экстремизм и терроризм продолжают оставаться одним из главных препятствий на пути развития Дагестана, неся угрозу жизни и социальному благополучию граждан, межнациональному миру, безопасности обществав целом. На территории республики продолжается диверсионно-террористическая деятельность незаконных вооруженных формирований, поддерживаемых международными организациями соответствующего толка.

Противодействие экстремизму и терроризму является приоритетным направлением в работе органов власти. При поддержке федерального центра были предприняты мерыпо укреплению правоохранительной системы республики. Незаконные бандформирования, действующие на Северном Кавказе, в том числе в Дагестане, уже понесли ощутимый урон. В последние полтора года были проведены десятки успешных контртеррористических операций, предотвращено более 80 преступлений террористической направленности. Ликвидированы свыше 200 членов НВФ, в том числе
25 главарей бандгруппировок.

Вместе с тем мировой опыт показывает, что эффективность противодействия проявлениям экстремизма зависит не только от работы спецслужб и правоохранительных структур. Террористическая угроза будет сохраняться до тех пор, пока будет существовать система воспроизводства инфраструктуры терроризма, то есть сама идеология терроризма, носители радикальной идеи и каналы ее распространения.

Противодействие терроризму, профилактика экстремизма требуют от государства и общества значительных, притом консолидированных усилий. Радикальные, экстремистские угрозы будут сохраняться до тех пор, пока сохраняются безработица, коррупция, социальное неравенство. Поэтому необходимо лишить терроризм социальной и идеологической основы, дающей ему возможность укореняться в определенном сегменте общественного сознания.

Следует более эффективно, комплексно заниматься профилактикой экстремизма в молодежной среде, формировать у нее позитивные жизненные ценности и активную гражданскую позицию, учитывать интересы и информационные запросы, заботиться о повышении уровня ее образованности и общей культуры.

Победить, а точнее, изжить терроризм как социальное явление сможет лишь само общество. Пока в общественном мнении не сложится осознанное понимание бесчеловечной сущности терроризма, добиться ощутимых результатов будет трудно.

В настоящее время в республике реализуются Комплексная программа по противодействию религиозно-политическому экстремизму и Комплексный план информационного противодействия терроризму в Российской Федерации до 2012 года. При Антитеррористической комиссии Республики Дагестан создана межведомственная рабочая группа по противодействию идеологии терроризма. Большую работу по профилактике экстремизма, проведению антитеррористических мер в республике ведут редакции республиканских печатных и электронных СМИ.

В современных условиях развития и глобализации информационных процессов роль информационно-пропагандистских, идеологических мер противодействия угрозам безопасности общества и государства все более возрастает. Вместе с тем в Дагестане, как и в стране в целом, еще не сложилась полноценная контрэкстремистская информационная система.

В особенности это касается сети Интернет, в которой присутствуют многочисленные источники информации экстремистской направленности. Если в 1998 году международные террористические организации поддерживали в глобальной сети лишь 12 сайтов, то в настоящее время - свыше 5000, в том числе порядка 150 русскоязычных. Главная цель экстремистских пропагандистов - привлечение в свои ряды новых участников, формирование сочувствия и поддержки населением противоправных требований и призывов. В настоящее время количество Интернет-сайтов, ориентированных на пропаганду экстремизма на Северном Кавказе и в Дагестане, уже перевалило за 30, возрастает численность людей, которые видят в Интернете самый доступный способ для прямых призывов к терроризму.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения государственной безопасности, здоровья, прав и законных интересов граждан необходимо, с одной стороны, противопоставить идеологической экспансии меры, ограничивающие доступ к информации экстремистского характера. Следует, кроме прочего, инициировать внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации, касающиеся определения правового статуса сети Интернет. Известно, что сегодня материалы Интернет-сайтов, даже признанные судом экстремистскими, зачастую продолжают оставаться доступными для пользователей.

С другой стороны, для обеспечения идеологического противодействия экстремизму и терроризму, информационной защищенности граждан, в особенности молодежи, должна быть создана система контрпропаганды, в том числе путем более эффективного использования государственных Интернет-ресурсов. В настоящее время наблюдаются определенные подвижки в этом направлении. В республике начали работу антиэкстремистские сайты, нацеленные на разоблачение преступной сущности международного терроризма.

Крайне важно объединить антиэкстремистскую идеологию, ее носителей и каналы ее распространения в целях формирования позитивного общественного сознания, исключающего возможность насильственных способов разрешения противоречий. В этой системе свое место должны занять гражданские институты, научное сообщество, учреждения образования и культуры и, конечно, СМИ.

Информационно-пропагандистская работа должна включать разъяснение антиобщественной сущности и опасности экстремизма, задач и целей органов правопорядка, формировать правовую и политическую культуру населения, способствовать укреплению в общественном сознании социально значимых ценностей, идей толерантности, единства и согласия. Объединение усилий самых разных масс-медиа - настоятельное требование времени. Долг журналистов - не допускать ни малейшего оправдания, а тем более героизации террористов. СМИ могут и должны помочь населению осознать, что задача каждого - не быть равнодушным к происходящему, соблюдать бдительность, занять активную гражданскую позицию по отношению к терроризму.